Адвокатский кабинет Алексея Тренихина, г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 3, оф. 17
                                                 


      Пожалуй, одной из самых тяжелых категорий споров, являются споры с гражданами - потребителями, основанные на нормах Федерального закона "О защите прав потребителей".
     И дело даже не в том, что данный закон достаточно серьезно защищает интересы граждан при приобретении ими товаров и оказании им услуг, а в том, что некоторые из граждан пытаются злоупотребить своими правами и получить с помощью этого определенную материальную выгоду, порой сопоставимую, или даже превышающую в совокупности стоимость приобретенного ими товара или полученной услуги. Это и есть потребители-экстремисты.
     К тому же, данная категория дел рассматривается в судах общей юрисдикции, которые, как складывается впечатление после множества проведенных дел, подсознательно стоят на стороне потребителя. Может, конечно, это и правильно, ведь зачастую нельзя сравнивать финансовую возможность физического лица обеспечить себе надлежащее юридическое представительство в суде, с мощью крупной компании-продавца, способной нанять лучших из лучших юристов.
     Как действуют потребители-экстремисты? Опять же, исходя из собственной практики (у кого-то она может быть и иная) потребитель-экстримист после приобретения товара в период гарантийного срока предъявляет требования о якобы имеющихся в товаре недостатках, при этом количество таких недостатков, указанных в претензии, может исчисляться десятками.
      Расчет потребителя-экстримиста прост - в конечном итоге законом установлены лишь критерии отнесения недостатка к существенным (т.е. при наличии которых можно требовать расторжения договора и всевозможных штрафных санкций за неисполнение в добровольном порядке данного требования), конкретный же недостаток на основании данных критериев признает существенным, или несущественным суд.     Соответственно, чем больше недостатков указать в претензии (а после в исковом заявлении), тем больше шансов, что какие-нибудь из них суд признает существенными, и удовлетворит заявленные исковые требования.
      Основной метод борьбы с потребителями-экстримистами, это, во-первых, четко и в установленный законом срок разобраться со всеми недостатками, указанными в претензии. Если, не дай бог, в товаре есть недостатки, подпадающие под критерий существенных, лучше в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя, а не доводить дело до суда, так как в противном случае придется уплатить еще и неустойку и судебные издержки и штраф в виде 50% от взысканной суммы.
      Если же в товаре нет существенных недостатков, то, в случае предъявления судебного иска, относится к процессу со всей серьезностью, тщательно подготавливать вопросы для судебных экспертиз, помня одно самое важное правило - ответ эксперта должен быть исчерпывающим, т.е. однозначно указывать на отсутствие недостатка в товаре. Если ответ не является исчерпывающим - ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертиз, пока ответ на вопрос не прояснится окончательно. В противном случае, неясный ответ эксперта может быть истолкован судом в пользу потребителя.
 
Из практики:

-
Обращение доверителя - ЗАО (автосалон)  по поводу иска, предъявленного потребителем о замене автомобиля, взыскании неустойки и морального вреда. В ходе процесса, длившегося около полутора лет было проведено несколько экспертиз, в результате которых получено однозначное заключение об отсутствии в автомобиле существенных недостатков. Из заявленных несколькомиллионных требований потребителя судом частично удовлетворено только требование о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, в остальной части иска отказано.
© Адвокатский кабинет Алексея Тренихина, 2013г.; Разработка сайта веб-студия ООО "Эксперт"